Развитие межкультурной коммуникативной компетентности будущих специалистов в сфере информационных технологий в процессе обучения иностранным языкам

Практика межкультурной коммуникации доказывает, что эффективное общение с представителями различных культур основывается не только на знаниях фонетических и лексико-грамматических структур, а в первую очередь от культуры изучаемого языка. Поэтому цель научного исследования – рассмотреть и охарактеризовать сущность понятия «межкультурная коммуникативная компетентность», проиллюстрировать материалы, способствующие ее развитию. Установлено, что внедрение компетентностного, коммуникативного и межкультурного подходов будет способствовать достижению поставленной цели. Выяснено, что межкультурная коммуникативная компетентность – комплексное образование, которое охватывает многие компоненты и делает выбор необходимых языковых и речевых средств в соответствии с социокультурным контекстом, выбором стратегий и тактик общения для достижения установленной цели и взаимного понимания с представителями других культур. Обосновано, что привлечение специфических принципов (доминирование проблемных культуроведческих задач, культурной вариативности, культурной оппозиции) формирует непредвзятое отношение к поликультурному миру, учит воспринимать и анализировать различия между культурами, понимать взаимосвязь языка и культуры, а следовательно, улучшает ее усвоение. Подтверждено производительность таких методов обучения, как: сознательно-сопоставительный, аудиолингвальный и ролевой игры, внедрения которых способствует осмысленному овладению знаниями, облегчает формирование обозначенной компетентности. Учитывая, что основой межкультурной коммуникации является язык, культура и личность, выделены следующие компоненты межкультурной коммуникативной компетентности: ценностный, когнитивный, действенный, культурологический. Предложены задания для развития межкультурной коммуникативной компетентности будущих специалистов в сфере информационных технологий. Доказано, что привлечение указанных подходов, методов и задач повышает уровень сформированности межкультурной коммуникативной компетентности. Практическая ценность работы состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в процессе изучения иностранного языка студентами любой специальности

https://doi.org/10.31339/2413-3329-2020-6(2)-103-112