Мотивация студентов в процессе физического воспитания в Университете таможенного дела и финансов

Становления будущего специалиста в соответствии с компетентностным подходом предусматривает развитие не только интеллектуальной, но и физической составляющей личности, вследствие чего возникает потребность в обновлении методологии физического воспитания студентов и стимулировании к физическому самосовершенствованию в частности. Целью работы является обоснование необходимости развития мотивации студентов в процессе физического воспитания на примере педагогической деятельности преподавателей Университета таможенного дела и финансов. Исследование проводилось в три этапа с использованием научно-теоретических и эмпирических методов познания, среди которых анализ, синтез, сравнение, обобщение и опросы. Выяснено, что практики физического воспитания студентов формируются в соответствии с индивидуальным мотивационным фактором. Определены основные трактовки категории «мотивация» в контексте исторической ретроспективы, в результате чего было сосредоточено внимание на восприятии мотивации как побуждение к удовлетворению личных потребностей. Проведено эмпирическое исследование в виде опроса студентов первого и второго курса с целью характеризации исходного уровня мотивации к занятиям по физической культуре. Выявлены ключевые мотивационные факторы к физическому воспитанию студентов, такие как оздоровительный, эстетический, профессионально-ориентированный, административно-обязательный и статусный. Дан перечень основных методов стимулирования студентов к занятиям физической культурой, учитывая украинские практики (модульная и «балльная» системы, использование СМИ, сочетание физического развития как командной, так и индивидуальной составляющих и т.д.) и зарубежные практики (использование цифровых технологий, восприятие авторитета педагога как метода мотивации, формирования положительного психологического климата и предоставление автономности студентам). Перспективы дальнейших исследований видим в повторном проведении эмпирического исследования для подтверждения эффективности применения обновленных методов мотивации студентов к занятиям физической культурой

https://doi.org/10.52534/msu-pp.7(1).2021.121-128